И еще две фичуретки "Апокалипсиса".
Апокалипсис собственной персоной.
Мистик.
***
Большое интервью с Брайаном Сингером. Часть 1.
- Почему сейчас, спустя семь-восемь фильмов франшизы, пришло время для истории Апокалипсиса?
"Дело в том, что Апокалипсис слишком отличается от других злодеев. Сквозной темой наших историй было противостояние людей и мутантов. И в образе Апокалипсиса есть две стороны, делающие его непохожим на традиционных персонажей вселенной. Во-первых, он не проводит черту между людьми и мутантами. Его волнует Земля целиком, могущество и чистота цивилизации. Во-вторых, он связан с древностью, с истоком мутантов, с зарождением богов и религий. Во вселенной Людей Икс мы еще не затрагивали этих тем, да и я в детстве подобные истории обожал. Я прочел "Колесницы богов", меня интересовали религии культы и все такое. Эти идеи нас зачаровали. Плюс, я люблю Людей Икс и счастлив за возможность вновь работать с актерами и этими персонажами".
- Можете описать своего Апокалипсиса?
"Зачастую, и это – наиболее точное для меня определение, я называю Апокалипсиса ветхозаветным Богом. "Если на Земле не будет порядка и поклонения мне, я раскрою твердь и поглочу все сущее", - таков он, Бог Ветхого Завета. Наш работа началась с этой постановки, а потом мы обсуждали образ с Оскаром. Ведь Апокалипсис – не взаправдашний Бог. Скорее, он - первый мутант, наделенный уникальными силами, что не делает его Богом. Возможно, часть из них пришла к нему не с Земли, мы не знаем этого. Затем мы обратились к существующим культам и природе сект, ведь лидеры культов, зачастую, обретают комплекс бога. К тому же, за Апокалипсисом всегда следует четверо всадников, а в культах часто можно выделить четыре движения. Политическая сила, образом которой вполне мог бы стать Магнето. Военное направление, олицетворять которое должен Архангел. Молодежное крыло: ведь культы стремятся подчинить юные души своей воле, вырастить их по своему образу. И, конечно, здесь присутствует сексуальный оттенок: всем известно, что лидеры культов стремятся злоупотребить своим положением и занимаются сексом с большинством своих общин. И здесь вступает Псайлок – очень яркий персонаж в комиксах, но всегда нуждающаяся в направлениях и опоре. Она ищет такого мужчину, и попадает в сети Апокалипсиса. Именно так, смешением древних религий и современных культов, я и представляю Апокалипсиса".
- Как вы пришли к данному облику Апокалипсиса? Думаю, при просмотре видео с Комик-Кона многие были счастливы увидеть настоящий грим, а не мо-кап или компьютерную графику.
"Если я могу работать с реальными эффектами, я стремлюсь к этому. Актерам так лучше работается. Что говорил Николсон о Джокере? "Дайте костюму играть"? Есть и другие причины, но нельзя отрицать, что практические эффекты делают образ реальным. Не только для самого актера, но и для актеров, с которыми он взаимодействует. Совсем другое впечатление, чем когда играешь с парнем в зеленом костюме с точками. Но парни из "Legacy" убедили меня, что смогут все провернуть. И работа предстояла колоссальная, очень сложный проект у них был. Но когда я увидел наброски, рисунки, разные образцы материалов и дизайнов, я решил: "Все, это и есть Апокалипсис. Давайте построим его. Сделаем его в натуре. Если персонаж необычного размера или еще что-то такое выделяющееся, тогда есть смысл обратиться к компьютерной графике. Скажем, Ангелу мы не стали строить крылья, ведь они восьми метров в размахе. У нас два героя, Ангел и Архангел, и с обоими пришлось повозиться, их крылья мы рисовали на компьютере. И всегда нужно было быть начеку. Скажем, напоминать оператору, чтобы оставил в кадре пустое пространство для крыльев. Или при съемке кадра "из-за плеча" учитывать, как бы не закрыть обзор этими крыльями. Приходится по полной задействовать воображение, и доверять Джону Дийкстре, нашему дизайнеру спецэффектов, который всем заправляет".
- Я спрашиваю потому, что мне интересно: были ли в первом фильме идеи, которые вы не могли задействовать? Сейчас вы собираетесь рассказать историю Скотта и Джин, но в то время уделить ей внимание не могли.
"Тогда я даже не думал рассказывать эту историю. Если честно, я тогда сосредоточился на Людях Икс, которых знал по мультсериалу. Я взял оттуда наиболее популярных героев и сделал их моими главными героями".
- В продолжение предыдущего вопроса. Вас можно считать крестным отцом современной супергероики. Мы все видели, каким безумным темпом развивается жанр, и вы не можете игнорировать существование других подходов к материалу. Вы это во внимание принимаете?
"Другие работы на меня постоянно влияют! Тот собрал миллиард долларов, этот добился того-то. Здесь у нас легкие и веселые работы, а с другой стороны – Нолан и мрачность. Но когда я берусь снимать "Людей Икс", последней мыслью у меня будет желание снять кино в духе "Мстителей" или "Темного рыцаря". Потому что знаю, что облажаюсь. Капитально облажаюсь. Вместо "Дней минувшего будущего" у меня вышли бы "Дни мстящего рыцаря" или что-то такое. Так что на съемках другие работы я игнорирую. Но между проектами регулярно думаю: "Что я должен делать?" Пусть странно, но я думаю об этом".
- Удивительно, что хотя люди говорят: "Это они скопировали отсюда, а вот это - оттуда", вы вот уже пятнадцать лет снимаете одно и то же. Не буквально…
"Думаю, шутки мы меняем".
- Неизменным остается ваш подход к истории и атмосфере фильмов.
"Не так давно мы обсуждали этот вопрос с Файги. О том, что атмосфера "Дней минувшего будущего" напомнила ему "Людей Икс", где он работал ассистентом. Я специально пересматривал первые два фильма, чтобы вспомнить, какую атмосферу должен выдержать. Скажем, я пришел на "Звездные войны" или фильм из любимой франшизы. Я хочу, чтобы атмосфера любимого кино была выдержана. Ведь если сменили направление, это уже совсем другое кино. Из-за того, что "Первый класс" снимал другой режиссер, тональность могла слегка измениться. Но я очень горжусь фильмом, Мэттью проделал великолепную работу. Он всеми силами старался передать атмосферу, это он предложил начать кино со сцены в Аушвице, снимать кино в каноне с остальными работами. Мы об этом постоянно говорили, обоим этого хотелось. Нам не хотелось пытаться угнаться за текущей модой в индустрии. Я возвращаюсь к сериалу потому, что нахожу новые, свежие истории".
- Я просто обязан спросить о Джин Грей. В "Людях Икс 2" вы намекали на будущую историю о Фениксе, но мы так и не увидели ваш вариант сюжета. Сейчас, с возвращением Джин, есть у вас желание рассказать историю Феникса, в этом фильме или потом?
"История Феникса… Даже не знаю. Мне пришлось бы заново представить сюжет. К тому же, в комиксах в истории Феникса важную роль играют империя Шиар и Луна".
- А еще космос и Небожители.
"О таких вещах загадывать бесполезно. Но сама идея чего-то, растущего внутри Джин, мне, несомненно, интересна. И отголоски этого концепта вы сможете увидеть в фильме".
- Вот что мне интересно: посыл первых двух фильмов был очень ясно обращен ко всем слоям общества, ко всем людям. А сейчас на сцену выходит одержимый манией величия человек, заявляющий: "Мир делится на сильных и слабых". Почему вы решили заявить, будто ничего этого больше значения не имеет?
"Потому что я считаю, когда Апокалипсис появился на Земле, люди были дикарями, палками убивающими друг друга за кусок мяса. И он навел порядок в мире. Апокалипсис всем сердцем верит, что только такой порядок может спасти человечество, и готов насаждать его любой ценой. Проблемой любой цивилизации остается недовольство: всегда будет место разным взглядам на происходящее, способные привести к восстанию. Он начинал с объединения народов и получал все больше власти. Но помните старую поговорку о власти? "Власть развращает. А что делает абсолютная власть?" Происходящее всегда выходило из-под контроля, и цивилизации рушились. После чего Апокалипсис начинал заново.
В нашем фильме случается нечто, что заставляет его увериться, будто он решил задачу и на этот раз все выйдет, как задумано. "Ой", все пошло не так, и он оказался погребен на сотни лет, и просыпается в совершенно новой обстановке. Апокалипсис возвращается в 1983 году, в мире, опутанном сетью теле- и радиосигналов. Мы воспринимаем мир сплетением цивилизация: сверхдержавы, стран первого, второго и третьего мира. Но для Апокалипсиса все мы – лишь одна огромная, излишне милитаризованная, изувеченная цивилизация, поклоняющаяся ложным идолам и склонная к самоуничтожению. И, чтобы спасти ее от самой себя, цивилизацию надлежит очистить. Можно сказать, Апокалипсис собирается делать то же, что совершал бесчисленное число раз, пусть и с большим размахом. И для этого ему нужны различные люди, с различными способностями".
- Вы говорили, нам стоить ждать от фильма реальных разрушений. Можете как-то представить крупнейшие сцены и то, как ваша история и постановка заслуживает называться "Апокалипсисом"?
"Это проблема всего мира. Апокалипсис жаждет принести глобальные перемены. Я не хочу раскрывать его поступки, но зрелище будет уникальное. Он настроен совершить чудовищные вещи, которые приведут к гибели миллиардов людей, а выживут лишь сильнейшие".
- Среди молодых Людей Икс основное внимание отведено Джин Грей и Скотту. Мы увидим, как они раскрывают свои способности?
"Да, ведь пока они ничего не могут. Мы с этой целью даже придумали забавную сцену. Идет бой, и Скотт постоянно снимает очки, чтобы стрелять во врагов, о которых я ничего не скажу. Но он не может целиться: у него еще нет визора, нет никаких гаджетов. И тут мы решили: пусть Джин возьмет его за голову и будет наводить на цель. Мы развлекались с этим импровизированным тиром. И тут вспомнили, что надо и кино снимать. Они – всего лишь дети и понятия не имеют, что творят. Джин стремится овладеть своими психическими способностями, которые куда мощнее, чем она ожидала. Я ничего не хочу раскрывать, но нас ждет трогательный, красивый финал. И тут же сцены, как с Циклопом, ни черта не видящим, куда стреляет. И Софи Тернер, использующей его как бластер. Вышла милая сцена, здорово сближающая их. Между ними будут и другие эпизоды, но этот словно вышел из видеоигры".
- Мы уже обсуждали вопрос с Саймоном и Хатчем, но и ваше мнение интересно. Кассовый и коммерческий успех картин вроде "Стражей Галактики", который нельзя было представить десять лет назад, меняет представление и ожидания людей. Получается ли, что такие фильмы открывают двери для переноса на экраны более странных элементов комиксов?
"Главное – не переусердствовать. Иначе неминуемо скатишься в фарс. У них был енот с пулеметом. Мужик, говорящий: "Я никогда ничего не пропускаю". Это моя любимая реплика в фильме. Я обожаю Джеймса Ганна, он потрясающий и смешной. Фильм выбрал этот настрой, эту тональность, и с таким подходом можно вводить такие штуки.
Или взять "Дэдпула": в атмосфере жесткой "эрки" тоже приемлемы всякие вещи. К нашей же вселенной мы подходим серьезно. Да, мы шутим, кидаем отсылочки, сглаживаем и облегчаем некоторые сцены. Но я не собираюсь кардинально менять атмосферу фильма только потому, что другое кино стало успешным. Вместо этого я пойду на него в кино и буду хохотать до одури. "Дэдпул" – это чуть ли не другой жанр. Я в курсе, что он относится к Marvel, но фильм легко можно считать самостоятельной картиной: настолько он непохож на другое кино Marvel".
- Просто обязаны спросить: каково было воссоздавать 1983 год?
"Было круто, ведь это – мой год. Я закончил школу в 84, шикарное время было. К примеру, у нас будет сцена в игровом салоне, для которого придумали название. Суть такова: пока Ксавье отправился в ЦРУ, молодые мутанты решили затусить и угнали одну из машин профессора. Нужно отметить, что в нашем 83 году прошло десять лет с того дня, как мир узнал о мутантах. Они стали частью общества и могут без опаски пойти в тот же торговый центр. Так вот, зачинщиком выступил Циклоп, который в школе только объявился. Он убедил Ночного змея, Джин и Джубили гульнуть в торговом центре. Там был игровой салон, которому придумали название. На что я сразу заявил: "Неа, я ходил играть в "Space Port", так его и назовите. И ребята точно ходили на "Возвращение Джедая". В кино вы увидите 1984 год, каким он был для меня: одежду, обстановку, сам дух эпохи. Конечно, когда начнется действие, мы отправимся по всему миру – от Вестчестера до Каира. Но повсюду вы увидите отпечатки моих воспоминаний о том времени, о моих юношеских годах. Так что в фильме будет жаркое выяснение, что лучше: "Звездные войны" или "Империя наносит ответный удар".
- Каким образом вы визуально выделяли эпоху? В "Днях минувшего будущего" вы развлекались с репортажами новостных агентств.
"Да, и было непросто решиться снимать и эти сцены в 3D. Заметную часть того материала я снимал сам на восьмимиллиметровую камеру, даже ходил в одежде по моде семидесятых. Даже мое пухлое камео было: я просто зашел в толпу и снимал на камеру. Было классно, нахлынули воспоминания из киношколы и студенческих лет. Здесь у нас более мрачная история, и по показанным материалам вы могли заметить разные темные и жуткие места. В фильме будет юмор, будут яркие сцены, вроде похода в торговый центр, романтическая линия будет. Но вот что я скажу, в этом фильме Ньютон Томас Сигель выдал самую красивую картинку за все время, что мы с ним работали. И я говорю не только о "Людях Икс", но обо всех своих фильмах, включая наши драмы".
***
Фотографии со съемок фильма "Люди Икс: Апокалипсис".